К сожалению, меньше текста не получилось, иначе закидаете вопросами
Возможно, кто-то осилит все пункты ...
Коллеги, не буду испытывать больше Вашего терпения! Спасибо все, кто принял участие в дискуссии, критику обязательно учтем. Много было интересных мнений и высказываний, однако свое обоснование я строю на самом важном факторе и составляющем элементе производственного цикла, отсутствие которого, либо его несоответствующие параметры, НИКОГДА не позволят выйти производству на конкурентоспособную цену. Почему я именно делаю главный акцент на этой составляющей производства? Все дело в том, что, начав производство, Вы, по мере работы, будите совершенствовать его развитие и большинство перечисленных Вами доводов можно внедрить или модифицировать без проведения глобальных реконструкций всего производства. Технологию изменить, рецептуру подкорректировать, оборудование заменить, подобрать и обучить кадры, найти финансирование, отладить производственную логистику, расширить ассортимент, найти применение отходам, внедрить систему автоматизации, использовать производственный аутсорсинг, маркетинг, продвижение, слаженный коллектив, и пр. составляющие очень важны и благодаря этим факторам складывается возможность получить конкурентоспособный продукт на рынке.
Для того, чтобы более наглядно понять и найти этот правильный ответ, давайте попробуем сейчас подробно рассмотреть в цифрах, с живым примером и смоделировать ситуацию под производственные решения сегодняшнего дня. Думаю, мы без труда определим, какой фактор станет для нас самым трудно разрешимым.
1. Очевидно и бесспорно утверждение в том, что чем дешевле обходится сырье для вашего продукта, тем дешевле будет в итоге себестоимость этого продукта. В чудеса мы не верим и начинаем искать недорогих поставщиков и оп-с, первая засада. Чтобы купить дешевого – нужно купить много! Утверждение не новое, но вполне логичное!
2. Рассмотри вариант покупки всем известной кукурузной муки (ГОСТ). Не сложно найти хорошую цену, есть масса аграрных ресурсов, но интересная цена начинается только от объема 20 тонн. - 15,60 руб. (цены на июнь 2019). После переговоров и просьб, еле-еле уговариваем продавца минимум на 10 тонн, по цене 16.20 (крайняя для нас поставка от 16.06.2019). Об объемах в 1 -1.5 тонны с нами никто не хочет говорить, бросают трубки. Такие объемы можно купить у других продавцов, с более широким ассортиментом, но уже по цене 36-42 рубля (цены московского и прилегающих регионов), но такая цена нам уже не интересна. Итак, сравниваем варианты:
а) 16. 20 + 2.8 (доставка машиной 10т.) = 19 руб.
б) 38.00 + 8.0 (доставка машиной 1.5т) = 46 руб.
в) 38.00 + 14.0 (доставка ТК 1.5) = 52 руб.
* стоимость доставки рассчитана до Владимирской области, в вариантах: а) Краснодарский край, б) Калужская область в) Калужская область, но расчет ТК Энергия.
** машина наемная, свой автотранспорт, например, Газель, с зарплатой водителя и ГСМ обходится несколько дешевле.
3. Разница в цене очевидна, 46 руб. - 19 руб. = 27 руб. или 142%
4. Идем дальше, у нас по рецепту, «который из интернета», есть еще и мука соевая, бисквит, манная крупа, соевый изолят, белки, консервант и пр. Ситуация с этими компонентами примерно аналогичная, конечно, процентная разница везде разная, белки и консерванты мы покупаем объемом в 1-1,5 тонны, и тут уже экономия несколько меньше, например, на консервантах 18,7%., на белках 36,8%, красители 65% и т.д. Процентные величины не постоянны, они могут в закупках колебаться, как в меньшую сторону, так и в большую от первоначальной закупки, но тенденция остается неизменной.
***Сравнительный анализ цен проводил относительно прайсов и коммерческих предложений мелко и средне оптового звена торгующих компаний.
5. Таким образом, за счет больших объемов закупки сырья, по примерным подсчетам, удалось сократить стоимость нашего рецепта в среднем на 60 % , повторюсь, что значение может колебаться, но ниже 50% не опустится. Расчеты детальные не привожу к рецептуре, уж больно много листов получится, да и интересно это только производителям.
6. Так, что же такое 60%, много или мало и как это отразится на покупателе? Давайте считать! Допустим стоимость наших ингредиентов в 1 кг бойлов составляет 100 руб, если бы мы покупали бы их по варианту б) п. 2, то стоимость 1 кг ровнялась бы уже 160 руб. Но, коллеги, это же только себестоимость, а мы прекрасно понимаем, что каждый рубль себестоимости продукта дойдя до полки магазинов превращается в 3 - 4 рубля. Если добавить к нашим 60 рублям наценку производства -50%, наценку дилера -30%, наценку магазина -70% (классическая схема продаж). Это расчетный минимум, повторю минимум (!), так как проставил очень и очень гуманные проценты, эта сумма превратится в 199 руб.
7. Значит 199 рублей, это сумма, которую можно смело отнять от стоимости бойлов, ну скажем не крупного производителя. Т.е. если цена этих бойлов за 1 кг на полке магазина стоит 500 руб, а вы знаете, что это производство данной ТМ носит не масштабных характер, то смело можно вычесть рублей 200 (не ошибетесь), чтобы сделать сравнения с более крупным производителем схожего товара. Я понимаю, что эти аргументы очень жестокие, и многим они придутся не по душе, но, коллеги, это всего лишь скупые цифры. Если у Вас не глобальное производство, объемом 1-1.5 тонны в месяц, то разумеется, закупать сырье таким большим количеством будет весьма нецелесообразно.
8. Таким образом, можно уже понять и сделать выводы, что для бесперебойного и экономически аргументированного производства бойлов объемом 7-10 тонн в месяц нужно иметь сырьевых запасов, с учетом даже не сложного рецепта, порядка 40-50 тонн. А что такое 50 тонн сырья в виде мук и других мелкофракционных ингредиентов? Это не много не мало 100 евро поддонов по 0,5 тонны на каждом. В свою очередь 100 евро-поддонов это 11 пролетов 3-х ярусных стеллажей, по три поддона на каждом из них, 33 погонных метра.
9. Как Вы уже успели догадаться, для нас встал теперь вопрос, где разместить такое количество сырьевых запасов? В гараже? Нужно будет задействовать тогда гаражи всей родни, друзей и приятелей, и то не разместите даже треть. Соорудить навес во дворе дома? Нет, через пару месяцев наступят холода, сырость – не вариант. Как не крути, а без склада не обойтись! СКЛАД, СКЛАД, СКЛАД! И склад площадью не меньше 600 кв. метров (обоснование площади чуть ниже), это самый-самый минимум! И не просто 600 кв. метровое голое помещение, а оборудованное складскими стеллажами, подъемными механизмами, с высотой потолков 10-12 метров минимум и самое главное, склад должен быть ОТАПЛИВАЕМЫЙ!
10. Казалось бы все, но нет! Есть еще одна задача, которую предстоит решить. Оптовая продажа бойлов носит сезонный характер, осенью и зимой оптовиков днем с огнем не сыщешь , они просто исчезают. Однако с конца зимы они вновь возрождаются из небытия, и им только подавай, а для того, чтобы дать, нужно что-то иметь. Как минимум к концу зимы нужно с аккумулировать на складе 30-40 тонн бойлов. По опыту сезона этого года, скажу, что, если бы в начале марта месяца у нас было на складе 50 тонн бойлов, мы их до середины мая месяца реализовали полностью. К сожалению, не были готовы.
11. Как Вы думаете, а что-такое 40 тонн бойлов в складском выражении? На евро поддоне максимально можно разместить с помощью палетных бортов не более 400-450 кг бойлов. Значит это еще, как минимум 100 поддонов. Не забывайте, что у Вас будут еще и дипы, бустеры, рор-ap и прочая ассортиментная продукция. В общем, суммарно к сырью добавится еще порядка 45 погонных метров стеллажей. В общей сложности получается порядка 80 погонных метров складских стеллажей, для установки, которых, как минимум, нужно задействовать площадь не меньше 600 кв. метров. В них должно быть еще свободное пространство для хранения собранных заказов на поддонах, ожидающих оплаты и очередности отгрузок, ну другие вспомогательные элементы.
12. Теперь давайте представим. Сколько будет стоить аренда площади в 600 кв метров оборудованного и отапливаемого склада? Сразу скажу, что снимать склад в специализированном складском комплексе не получится, т.к. с точки зрения логистики производства крайне необоснованно. Нужно рассматривать вариант производственно-складской площади. Это значит, что помимо склада, нужно обустроить под производство буквально за стенкой, еще не меньше 150 кв. метров помещения из расчета, указанного выше объема производства в 7-10 тонн, с такими производственными участками: сборочная миксов, раскаточная, варочная, сушилка, фасовочная, офис.
13. А вот дальше, как кому как повезет, стоимость уже готового, оборудованного производственно-складского комплекса, площадью 700-800 кв. метров стоит не дешевого. По московскому региону разбег большой, все зависит от класса предлагаемых помещений, от 250 тыс. руб. в месяц, плюс потратится придется на погрузчик, стеллажи, а в отопительной период прилетит еще счет за отопление 50-60 тыс. это в очень лайтовом варианте.
14. Не сложные расчеты показывают, что аренда производственно-складского комплекса обойдется дополнительной финансовой нагрузкой в части себестоимости продукции от 40 до 80 руб на одну пачку бойлов весом в 1 кг. Разбег большой, так как в разных регионах стоимость аренды разнится, уровень помещений тоже разный. Сумели найти дешевое помещение и договорится на длительный срок аренды, чтобы деньги на реконструкцию ушли не в пустую, значит повезло.
15. Таким образов, подводя некий итог, можно сделать следующий вывод, что иметь конкурентоспособную цену на производимый продукт, предприятие в первую очередь должно иметь недорогое, а лучше совсем дешевое СКЛАДСКОЕ ПОМЕЩЕНИЕ, которое отвечало бы необходимым требованием по площади, оборудованию и было отапливаемым в холодный период года.
В чем было изначально наше преимущество? В том, что мы уже имели готовый склад площадью 1000 кв. метров, пока используем (500+80), полностью оборудованный, с наличием двух погрузчиков, со своим котлом отопления, работающей на газе и своих же отходах деревообработки. Все это осталось от предыдущего бизнеса по продаже цветного металлопроката, бизнес переехал в другой регион, а помещения и вся инфраструктура осталась. Я соглашусь с Михаилом, что активы условно нужно считать по рыночной ставке предполагаемой аренды, которая кстати у нас равна нулю, года три пытались найти арендаторов на свободные площади, за те деньги, что дают в нашей «деревне», даже не стоит связывается. По складу за время его эксплуатации в другом бизнесе, были произведены все амортизационные отчисления, его строительство окупилось уже несколько раз. Собственно, это и есть наш существенный козырь и преимущество над многими другими производителями. Я об этом, и многих других решениях, которые позволяют уменьшить стоимость готового продукта, неоднократно рассказывал, но меня после этого обозвали само рекламщиком.
Конечно, можно очень много еще написать интересного, так боюсь, что информация будет настолько объемная и увесистая, что потянет на диссертацию. Постарался выразит свои мысли максимально доступно для восприятия широкому кругу читателей виде, без витиеватых финансовых терминов. Осталось подвести итоги по форумчанам, кто правильно или почти правильно ответил на вопрос.