На реке Ахтубе (Волгоградская область) в 2018 году был проведен эксперимент с целью выяснения эффективности пищевых химических аттрактантов для дикого карпа в естественных условиях.
Площадь полигона – 80х30м.
Общее время эксперимента – 79 дней с 19 июня по 5 сентября.
Время начала закорма – с 23 июня.
Время непрерывной ловли (первые пойманые рыбы) – с 27 июня по 5 сентября (71 день).
Средняя температура воды – 25°С.
Общий улов – 1048 рыб.
Вес выловленной рыбы – от 2 до 14 кг.
Среднесуточный улов – 7,23 +/- 2,13 экземпляра.
Профиль дна реки был определен с помощью гидролокаторов Lowrance Gen3 Carbon и Hummingbird HDSI. Для наблюдения за появлением рыбы ежедневно в светлое время суток проводилось гидроакустическое обследование акватории полигона и прилегающих участков реки с помощью гидролокаторов.
Прикормка для привлечения карпа – глиняные шары состоящие из жмыха подсолнечника, ферментированной кукурузы, пшеницы, мелассы и красной глины (в соотношении 1 : 1 : 1 : 5) весом 1,5-2кг каждый. Прикармливали ежедневно с 23 июня с 14 до 15 часов, равномерно распределяя шары по всей площади полигона.
Оснастка для донной ловли:
- макушатники из подсолнечного жмыха (5 удилищ);
- бойлы из пшеничного теста с ароматизатором диаметром 22-24мм (5 удилищ).
Ассортимент бойлов по запаху (Миненко):
1. Клубника.
2. Слива.
3. Тутти-фрути.
4. Ликвид «Мидия» (порошок из сублимированного мяса мидии Mytilus edulis).
5. Ликвид «Сладкая кукуруза» (отваренные и измельченные кукурузные зерна с размером частиц ~1 мм).
В начале эксперимента большинство диких карпов было поймано на бойлы со вкусом «Мидия». Затем улов на этот вид бойлов снизился к середине июля, но улов на бойлы со вкусом «Сладкая кукуруза» увеличился до 70–75% от общего улова на бойлы всех видов.
Максимальный улов на бойлы со вкусом «Сладкая кукуруза» совпал с появлением на реке множества рыболовов, которые использовали прикормочную смесь с кукурузой для привлечения рыбы.
Улов на бойлы с фруктовым и ягодным вкусом различается, но остаётся относительно небольшим. Наименьший улов был на бойлы со вкусом «клубника».
Не было заметной разницы в весе рыбы, пойманной на разные приманки. Мы предполагаем, что привлечение дикого карпа на полигон было обусловлено веществами, выделяемыми прикормом и воспринимаемыми обонятельной системой.
Улов на конкретную приманку зависел от её запаха, вкуса и текстуры. Было обнаружено, что эффективность пищевых аттрактантов и ароматизаторов может меняться в течение относительно короткого периода (летнего сезона), что указывает на пластичность предпочтений рыб, опосредованных хемосенсорными системами.
Особенностью этого и других полевых экспериментов является сочетание множества одновременно действующих внешних факторов и слабая возможность их контролировать или практически полное её отсутствие. Это приводит к низкой воспроизводимости и трудностям в интерпретации полученных данных.
Вопрос о том, в какой степени результаты лабораторных исследований роли хеморецепции в пищевом поведении культивируемого обыкновенного карпа коррелируют с хемосенсорно-зависимым поведением дикого обыкновенного карпа в естественных условиях, остаётся неясным.
До внесения прикормки на полигоне, с 9–23 июня 2018 года, ежедневно фиксировали только небольшие стаи мелкой рыбы (карась, лещ, плотва, судак). Дикий карп до 26 июня встречался редко небольшими особями по 2-3 штуки. На третий день после начала ежедневной прикормки (26 июня), встретилось 10 стай мелкого дикого обыкновенного карпа (весом 2–3 кг) по 6–10 особей, а также шесть одиночных крупных диких карпов (масса тела > 5 кг). Количество рыб других видов резко увеличилось, пока экран гидролокатора не стал полностью освещаться на глубинах 3-7 м. В последующие дни гидроакустические съемки обычно выявляли не менее 9-10 косяков относительно небольших диких карпов обыкновенных, по 5-12 особей в каждой, а также не менее 12-13 крупных одиночных рыб. Рыба всегда находилась у дна.
Одиночные особи, подходили к зоне кормления через 2–3 часа после внесения следующей дневной порции прикормки и оставались здесь 3–4 часа, после чего перемещались к середине реки на глубину >7 м. Скопления мелких диких карпов перемещались к зоне прикормки вверх и вниз по течению, к ядру или к берегу, но не опускались на глубину <4 м. Выявить тенденции в перемещениях стай средних по размеру особей не удалось. В последние дни работы (первые дни сентября) было зафиксировано меньше стай мелкого дикого карпа — от четырёх до шести, но они состояли не менее чем из 15 особей, количество крупных одиночных рыб сократилось в среднем до семи-восьми.
До сброса прикормки и через 2–3 дня после начала её применения уловы дикого карпа были низкими. Быстрое увеличение и через неделю достигли высокого и относительно стабильного уровня. В последнюю неделю июля, когда в реке наблюдалось интенсивное цветение водорослей, уловы немного снизились, но затем стали ещё больше и оставались на новом уровне в течение августа и начала сентября, то есть до завершения работ.
В целом погодные условия не оказали существенного влияния на среднесуточные уловы, но изменили время вылова рыбы.
Распределение уловов по времени суток:
1. 50% в дневное время суток (с 10:00 до 18:00).
2. 35-40% на ночные часы.
3. 10-15% на утренние сумерки до восхода солнца.
В конце августа ночные уловы снизились не более чем на 20%. Доля выловленной рыбы на рассвете увеличилась на 25-30%. В пасмурную погоду и юго-западном ветре большая часть рыбы поймана днем и вечером. Увеличение уловов совпадало с частыми выходами дикого карпа на поверхность, шумными всплесками и прыжками.
Уловистость донных снастей с бойлами была выше, чем у макушанок. (575 против 473 экземпл.). В августе выловлено 543 экземпляра (51,8% от общего количества карпа).
Масса тела выловленного дикого карпа варьировалась от 2 до почти 14 кг и составляла три основные группы:
1. Рыба до 3 кг – 89% от общего числа рыб (неполовозрелые самки и самцы).
2. Рыба до 7 кг – не более 2-3 особей в день (половозрелые самки и самцы).
3. Рыба более 10кг – 1 экземпляр в 5,3 дней (всего 13 шт).
Рыбы разных размеров встречались в уловах на все виды донных снастей. Удельный вылов на макуху – 13-15% от общего улова без изменений в течении всего сезона.
Распределение удельного вылова на бойлы:
1. Бойлы со вкусом «Мусселл».
В начале периода (конец июня — начало июля) большая часть рыбы, а в первые два дня ловли — вся рыба. К началу июля уловы на эту насадку полностью прекратились, за исключением небольшого количества рыбы, пойманной в конце июля и начале сентября. Самый крупный карп – 13,73кг.
2. Бойлы со вкусом «Сладкая кукуруза».
С первых дней июля и до конца рабочего периода уловы на бойлы «Сладкая кукуруза» стабильно увеличивались, особенно резко в начале августа, когда доля рыбы, пойманной с помощью этой насадки, превысила 60%, а к концу августа достигла 70–75% от общего улова донными снастями с бойлами всех типов.
3. Бойлы с фруктовыми вкусами.
Бойлы с фруктовыми ароматами показали самые низкие уловы. Худший улов с бойлами «Клубника». В июле уловы донных снастей с бойлами «Тутти-фрутти» и «Слива» увеличились, но не превысили 30% от общего улова. С наступлением августа уловы быстро снизились и продолжали медленно падать до завершения работ.
Заметных различий в размерах рыбы, пойманной донными снастями с разными типами бойлов, не было. Как правило, самые крупные дикие карпы были пойманы на донные снасти с теми бойлами, с помощью которых в конкретный день был пойман самый крупный дикий карп.