
В силу обстоятельств мне часто приходится читать английские журналы по карповой ловле. Большая часть материалов в них носит либо открытый, либо скрытый рекламный характер. Это истории рыболовов, которые купили такой-то продукт, разложили такую-то раскладушку, надели такой-то фонарь, а затем поймали пятидесятифунтового карпа. Казалось бы, смешно, но, будучи повторенной вслух много раз, даже самая абсурдная идея приживается где-то в бессознательном. И в какой-то момент поимка карпа весом 50 фунтов начинает прямо ассоциироваться с наличием в арсенале налобного фонарика определенной марки или же раскладушки.
Это – маркетинг и пиар. Ничего плохого объективно в этом нет. Вот компания начинает производить новую модель шелтера, и направляет все усилия на то, чтобы мы избавились от своих старых шелтеров и купили этот, новый, несравненный, прекрасный, только имея который мы поймаем того самого карпа на 50 фунтов. Это абсурд, но он работает.
Во время одной из рыбалок в прошлом сезоне мы общались с соседями по сектору, людьми, тоже увлеченными карповой ловлей. Обсуждали один из спортивных водоемов Украины. Мы еще не были там, и наши соседи рассказывали нам обо всех радостях рыбалки на этом водоеме и других впечатлениях. Сосед рассказал, что однажды, когда они рыбачили там, на водоем приехали очень «крутые» рыболовы из соседней страны. Их «крутость» выражалась в том, что у них была большая и дорогая карповая палатка, шатер и другое модное снаряжение.
Эта беседа иллюстрирует один очень важный момент: в результате очень грамотного маркетинга и пиара происходит то, что называется производством симулякров.
Симулякр – это термин постмодернистской философии, который в общее употребление ввел философ Жорж Батай. Симулякр предполагает изображение (репрезентацию) несуществующего объекта. Самый простой пример – построение макета города, которого нет, и утверждение, что этот город существует, например, где-нибудь в пустыне Сахара. В данном случае означающее (макет) не соответствует означаемому (реальность). Или же искаженное изображение в СМИ неких событий дает в итоге картинку, никак не связанную с реальностью – эта новая реальность называется гиперреальностью, и подменяет собой то, что есть на самом деле. Симулякрами в широком понимании является все – явления моды, бренды, предрассудки о характере наций и так далее.
Как это связано с карповой ловлей? Прямым образом.
Главный симулякр в карпфишинге – хорошее (подставьте нужное слово: дорогое, модное, «крутое») снаряжение, которое в этом случае является означающим чего-то другого. Снаряжение указывает не на то, что оно на самом деле есть (просто инструмент.) То есть, снаряжение начинает представлять какой-то совсем другой смысл (означаемое), которого на самом деле изначально в нем нет. В качестве означаемого в этом случае выступает хороший (подставьте нужное слово: крутой, опытный, успешный, модный, современный) рыболов. Проще говоря: мы приравниваем обладание хорошим снаряжением к понятию хороший рыболов, а вместо того, чтобы стать хорошим рыболовом, покупаем модное снаряжение. Следствие: развитие в вопросах снаряжения приравнивается к развитию рыболова. Производители карповых снастей богатеют и радуются. А мы не устаем платить им деньги за симулякры.
Количественно обсуждение снастей на рыболовных форумах всегда перевешивает обсуждение вопросов тактики и техники. В качестве подготовки к новому сезону большей частью обсуждаются новые приобретения, но не новые идеи. Путь развития в плане «снаряжения» становится дурной бесконечностью: вещи покупаются, тут же продаются по полувымышленным причинам (палка торчит не там, спина не под тем градусом наклона на раскладушке лежит), покупаются новые. Казалось бы, в этом нет ничего такого – ну, обычный шопоголизм, а что такое шопоголизм, если не поиск радости? Но это шопоголизм с серьезным лицом: с аргументацией, неким «рацио», когда умные люди тратят километры своих мыслей на абсолютно бессмысленные вещи, не думают о том, как ловить карпа, а все больше думают о том, какие при этом нужно носить носки. При этом выбор условно говоря носков становится более чем обстоятельным: уделяется масса времени изучению характера волокон, из которых они пошиты, делается сравнительный анализ волокон разных производителей, выгодность или невыгодность того или иного цвета, а потом уже совершается просто изначально желанная покупка. Радость от покупки грандиозная, и при этом все очень серьезно.

Карповые чайники и карповые носки – это, кажется, просто верх абсурда, торжество карпового фетишизма и окончательная победа симулякров над реальностью. Чайник от Фокс – это, правда, просто весело. Так же весело слышать утверждения о том, что на кукурузу ловить немодно и несовременно, о том, как кто-то просто стесняется ловить на горох… «Мы ловим на бойлы», — об этом сообщается с такой важностью и серьезностью, будто происходит как минимум мировой заговор, тайны которого выдавать не следует.
А мировой заговор состоит в следующем. Есть условная бессловесная договоренность о том, что нечто является крутым и рабочим, а нечто – нет. Почему та или иная вещь становится такой, — это вопрос рекламы и маркетинга. Реальные свойства вещи и ее функции зачастую отходят на второй план, в первую очередь важна «обертка».
Вот те же бойлы. Существует масса европейских производителей бойлов, которые выпускают свою продукцию уже не один год, что уже само по себе означает, что их продукция работает. При этом у нас хорошо продаются и по принципу вирусного маркетинга распространяются бойлы именно определенных производителей. Означает ли это, что другие производители хуже? Если их бойлы тоже хорошо ловят и работают, вообще, можно ли сказать, что они – хуже? На самом деле, по поводу того, что ловит, а что нет – вопрос очень сложный, а слухи о том, что вот такой определенный бойл просто «разрывает» на определенном водоеме – зачастую могут быть просто попыткой продать залежавшийся товар. Но многие «покупаются», и на радость продавцам сметают с полок то, что еще неделю назад не продавалось. И действительно потом ловят на это. Впрочем, как поймали бы и на что-нибудь другое.
Приобретается именно обертка, осваивание функций происходит позже. По такому принципу гаражи засоряются массой крутых, но совершенно ненужных вещей. Это обычный фетишизм: желание обладать той или другой вещью. После того, когда обладание случилось – все дальнейшее теряет смысл. Вещь можно продавать или забросить, и стремиться к обладанию новой. Это бесконечно. Это – крайность, такое бывает довольно редко, но в более мягкой форме это явление достаточно распространено.
Ну, на самом деле, шопоголизм и ладно, что тут такого? Скажем, от приобретения набора сигнализаторов с пейджером я радовалась, кажется, больше, чем от приобретения авто. Купив новые катушки, я любовалась ими несколько дней, не убирая удилища с видного места в комнате. Ну, просто в кайф это. Очень радостно. Это помимо тех функций и свойств, из-за которых я была готова вложить деньги в это снаряжение.

Вот это – радость – то, о чем часто забывают. Именно с помощью рыбалки можно испытать очень острые и яркие эмоции, самые подлинные и непосредственные – радость, разочарование, удивление. Они лишены практического смысла и рациональной обоснованности, но именно они – внутренне освобождают и дают ощущение полноты жизни. Эстетика и непосредственность переживаний – почти неуловимые, простые и важные вещи. Мне кажется, нет ничего плохого в том, чтобы эстетику снаряжения приравнивать к его функциональности: красивая вещь и красивая природа, наблюдение за этой картинкой позволяет испытать то самое эстетическое чувство, от которого не то чтобы становится легче жить, но которое – как-то приподнимает, что ли, над потоком будней и благодаря которым просыпается именно сердце, а не мозг и прагматичный внутренний счетчик. На обычной рыбалке ничего не стоит пожертвовать техникой и тактикой в пользу неутилитарного. Эстетика важна не меньше функций. Если бы было иначе, мы бы жили в сером и неинтересном мире, просчитанном до мелочей.

Карповое снаряжение эстетично само по себе. Составляя свой набор снаряжения, выстраиваешь что-то наподобие архитектурного произведения, где каждый элемент имеет значение и сочетается с остальными. В то же время, каждый элемент очень важен в своих функциях – как балка или перекрытие в доме не дают ему упасть, так и качественный род-под позволяет избежать неприятных неожиданностей. На стене дома могут быть различные украшения – барельефы и так далее, так почему бы и здесь не упереться в фактор эстетики наравне с функциональностью, организуя, скажем, свой luggage?
Да классно это все. Очень здорово. Это творчество и познание. Но до определенной грани. Когда грань пересекается, начинается обычный фарс вроде: «Да что это за рыбак, ты его снасти видел?» А рыбак-то может быть очень хороший, просто денег у него немного.
Тут же и еще один момент: покупка хорошего снаряжения изначально. Вот нужно ли человеку, скажем, Сенчури, если он ни разу не держал в руках карповое удилище? Мне кажется, тут очень тонкая грань между покупкой эстетичного и нужного с точки зрения функций и простыми понтами. Понты начинаются тогда, когда мы покупаем, например, удилище за 1,5 тысячи долларов просто потому что оно стоит так дорого, а значит, хорошее и крутое. При этом ощутить действительно, в чем его ценность, мы возможности не имеем, так как не доросли. Наверное, все же должен быть некий путь развития от начального к профессиональному, когда, после прохождения этапа совсем уж новичка, в процессе которого есть возможность почувствовать свойства того или иного снаряжения, узнать особенности работы к ним, начинает формироваться некий собственный внутренний запрос, согласно которому приобретается снаряжение следующего класса. Новичок, который еще понятия не имеет, чего он хочет от удилищ, но имеющий большие финансовые возможности, покупая Сенчури, совершает по сути бессмысленную покупку, поскольку, возможно, это вообще не то удилище, которое ему нужно. То же касается и вспомогательного снаряжения – все палатки, род-поды, сигнализаторы, приобретаемые вслепую, могут оказаться вовсе не тем, что нужно данному конкретному человеку. Как с машинами: кому-то больше подходит одно, а кому-то другое. Но чтобы понять, чего именно хотелось бы, нужно хотя бы немного покататься.
Хорошее снаряжение – как хороший музыкальный инструмент. Ростропович, играющий на виолончели Страдивари – это мастер, способный не только оценить этот инструмент, но и полностью раскрыть его потенциал. В то время, как в руках Васи из соседнего двора та же виолончель будет издавать страшные звуки. Какой вывод сделает Вася? Скорее всего, что виолончель – плохая. Хорошее снаряжение должно соответствовать мастерству, а не подменять его.
Все это – истинное стремление к совершенству, стремление к обладанию хорошей вещью, стремление к эстетике, стремление к развитию, которое все же подразумевает и развитие инструментов, — сосуществует в состоянии некого равновесия, как части композиции картины. Когда равновесие нарушается, получается не картина, а карикатура: то ли нос слишком длинный, то ли уши торчат.
В поисках то ли 50-фунтового карпа, которого не поймать без налобного фонарика определенной марки, то ли в поисках чувства собственной важности вместо карповой ловли начинается что-то совсем другое: симулякр. На самом деле, карповые фетишизм и шопоголизм – это источник громадной радости, и все это хорошо. Но до тех пор, пока не происходит подмены понятий, когда к покупке снаряжения сводится вся карповая ловля и развитие рыболова, и пока не переступается некая грань, за которой начинаются либо голые понты, либо бессмысленная погоня за обладанием вещами, их постоянной заменой. И вот эта погоня происходит с таким серьезным выражением лица, с таким массивом рациональных аргументов, что так и хочется сказать: а король-то голый.
Автор: Анастасия Афанасьева, Texnokarp Team
Источник: журнал Carp Elite, №13, апрель 2014
Сообщение форума